Чуть дальше Чемала

Я никогда не любила пассивный отдых: лежать на месте, жить в отеле «все включено», ездить на экскурсии на автобусе - точно не мой вариант. Хотя не спорю, иногда хочется полениться. Но чаще мой ритм - это постоянно куда-то бежать, и отдых, соответственно, такой же.
Два года назад я впервые оказалась на горном Алтае. И не в холмистом Чемале, а рядом с настоящими вершинами, на которые не забраться без подготовки.

С тех пор поездка на Алтай - самое желанное путешествие в году. Дорога, палатки, доширак, винишко, горные реки и костер - этот раз не стал исключением.

Вряд ли я забуду чувство, когда оказалась здесь впервые: едешь и кажется, что природа вокруг - это декорации. И они настолько красивые, что эмоции переполняют, и хочется плакать. С тех пор меня сложно удивить, завораживает только Исландия, остальное кажется незначительным рядом с нашим Алтаем.

Если вы поехали в эти края, не ленитесь посидеть в машине чуть дольше. После Чемала, буквально через пару часов, за окном начинается вид сумасшедшей красоты. Я не раз слышала, что Чуйский тракт считается одним из самых красивых трактов в мире - и это заслужено.

Не останавливайтесь на полпути, не увидев настоящий Алтай, ведь дороги здесь без единой ямки, даже забываешь, что ты в России. Да и с жильем тоже нет проблем: если вы боитесь останавливаться в палатке, туристических баз здесь хватает.

С тех пор как я побывала здесь впервые, меня постоянно тянет в горы. Снежные вершины - это болезнь, которая вечно манит. И подняться туда, где лед никогда не тает, была моя мечта.
В этом году мы остановились недалеко от горы Актру, здесь есть маршруты, куда можно подняться даже если ты новичок в таких походах. Уходить в горы на несколько дней я еще не готова, поэтому для первого восхождения это идеальный вариант.

За день до похода в близлежащей деревне мы нашли машину, чтобы добраться до подножья. Это обязательный пункт. Часть пути к горе вы сможете проехать на своем авто, но последние 8 км придется преодолевать либо пешком, либо на заказанном УАЗике или «Буханке» - это самая жесткая часть пути.

В назначенный день мы проснулись в 6 утра, плотно позавтракали и волнительно собирали рюкзаки: батарейки для камер, вода, перекусы, теплая одежда. Сейчас на улице плюс, но чем выше мы будем подниматься, тем холоднее. Потом на Актру я жалела, что у меня не было термобелья и шапки.

Стартанули. Вначале мы ехали по полю. И уже здесь я визжала на каждой кочке, «Кааааак, как наша «буханочка» с этим справляется?» - но я даже не представляла, что будет дальше.
Когда мы подъехали к реке, водитель незамедлительно вдвинулся в брод. С этого момента начались приключения.

Еще дома я и мой друг решили, что самую жесткую часть дороги мы преодолеем бегом. Мы пробежали 8 км и пришли всего на 10 минут позже машины. Почему? Потому что наша машина не ехала, она буквально карабкалась и ползла по лютому бездорожью. «Буханка» преодолевая невообразимые для транспорта подъемы, проезжала через валуны и грязь.
Уже на обратном пути я сидела в салоне и не верила, что это возможно. Переворачивались ли здесь машины…я не стала уточнять. Хотелось верить, что наш водитель настолько хорош в своем деле, что перевернуться просто невозможно. Хотя радиатор мы все же пробили.

Поход к леднику и голубому озеру на вершине занял около четырех часов.
Где-то мы бодро шагали вверх, а где-то ползли по камням. Из-за большой высоты дышать было трудно, поэтому темп часто сбивался: мы останавливались, фотографировали, перекусывали и смотрели по сторонам. Скажу одно, если вы совсем не имеете дело со спортом, вам будет непросто. Но маршрут преодолимый.
После того, как мы поднялись на крутой подъем и дошли до маленького озера, стало очень холодно - льды уже близко. В этот момент я достала всю одежду из рюкзака. Даже полотенце не осталось без дела - я обмотала его как шарф.

Потом была каменистая насыпь, и щебень катился у нас из под ног. Казалось, что мы можем либо получить по голове булыжником, либо сорваться вниз. Здесь восторг уже сменился на усталость и на мысль, «Сука, когда закончится этот подъем?!».
А самое сложное - мы не знали, как долго еще идти, и как далеко конечная цель - голубое озеро. Но было решено идти до конца! Тем более, что на вершине мы готовили важный сюрприз для нашей подруги.

Когда мы дошли, я затаив дыхание выглянула из-за камня - ОЗЕРО…оно было такое…обычное. Не впечатлило совершенно. Я посмеялась, на секунду застыла и поняла, что наша цель - это просто точка. А главное здесь, конечно, дорога.
Но шли мы сюда не напрасно. На вершине Актру наш друг сделал любимой предложение.
Всю дорогу мы с Женей немного прибавляли шаг, чтобы придти первыми и выбрать место, где это свершится. Оля наступала нам на пятки, но к озеру мы вырвались вперед. Я велела ребятам встать на выбранный фон, «Не зря же шли, давайте хоть сфотографируемся!», а сама приготовилась к самой волнительно части похода.

Меня потряхивало, и казалось, что я волнуюсь даже больше, чем Женя. А Оля улыбалась до ушей, когда он встал на одно колено и достал коробочку с кольцом.
Беспрерывный звук затвора моей камеры - я боялась упустить Олины эмоции и фотографировала каждую секунду. И вот я снова борюсь с комком в горле и со слезами. Ура! Это случались - «Да!».

Назад мы бежали намного бодрее. Очевидная истина - спускаться вниз, не идти вверх.
А вечером до победного сидели у костра, и я не могла перестать говорить о предстоящей свадьбе.

Утром мы сложили лагерь и отправились дальше, следующая точка - перевал Кату-Ярык, долина реки Чулышман.
Доехать сюда уже не так просто. Мы свернули с идеальной трассы М-52 и продолжали набирать высоту.
Если первую часть пути на телефоне ещё мелькал значок «Е», а в населенных пунктах даже 3G, то скоро связи не стало.
По этой дороге мы ехали уже второй раз, и было четкое ощущение, что ты возвращаешься домой. Я долго думала, почему же так… А потом поняла - здесь ничего не меняется. Недвижимые горы всегда в одной поре, каждый камень и дерево на своем месте - будто время здесь остановилось. Но на самом деле оно движется, просто так медленно, что наши глаза этого даже не видят.

В прошлый раз по дороге на перевал мы нашли волшебную кафешку с мантами и пловом. И в этом году просто мечтали о том, как сядем на берегу горного озера и будем уплетать лепешки с видом на снежные вершины. Но дорога становится все популярнее, и в кафешке раскупили всю еду. Следующие пару часов мы постоянно смотрели по сторонам в надежде найти место для обеда.
Удача улыбнулась нам у самой долины: мы завернули на базу, где стоял алтайский аил, и вошли внутрь. Я замерла от восторга - волшебство. Синий свет пробивался сквозь окно сверху, пылинки подсвечивались и как блестки витали в воздухе, трещал костер и маленькая алтайская девочка протирала чайный набор посуды.

Я была так очарована, что даже согласилась съесть пельмень, порцией которых нас угощала хозяйка места. Пельмень оказался неприлично жирным, хотя вся компания в голос кричала, как вкусно. Я пила чегень -  местный кефир, и ела лепешку.
По этой лепешке мне, кстати, еще и погадали. Алтайская женщина сулила мне - молодой девахе, найти покладистого доброго парня, как две капли воды похожего на меня. Я улыбнулась и не стала раскрывать секрет: этот бородатый мужик, с вредным характером и ни капли на меня не похожий, уже нашелся.

А потом мы приехали на самое красивое и дикое место из всех, что мне довелось увидеть - перевал Кату-Ярык, долина реки Чулышман.
Вы можете полюбоваться видом сверху, а можете рискнуть и спуститься вниз, на высоту один километр по дороге протяженностью 3,5 км. Это крутой спуск по камням и утоптанной почве, где с одной стороны скала, а с другой обрыв. Но самое веселое - это, конечно, подняться обратно.

Дорога ведет до южного берега Телецкого озера, и если вы не пожалеете подвеску на авто, то через 70 км окажетесь рядом с великим водоемом. С этого года там работает паром, который перевозит машины на другой берег - отличный маршрут для путешествия.
В долине у нас было пару дней абсолютного релакса наедине с собой и природой. Телефоны не ловили, мы спали и ели только по солнцу и собственным ощущениям.
К сожалению, в этот раз меня сильно накрыло из-за резких перепадов высоты, давление штормило, а в глазу даже лопнули сосуды. Последний день я пролежала в палатке как в бреду - боролась с тошнотой и головной болью.

Возвращаться в цивилизацию тяжело. Забавно смотреть на себя в зеркало, держать в руках телефон, подпиливать ногти и спать на мягком матрасе. Поездки на Алтай всегда помогают мне перегрузиться, спокойно подышать и забыть о постоянной спешке. Здесь ты можешь сесть рядом с рекой и осознать, что она бежит уже сотни лет. И после того как мы уедем, уйдем и перестанем быть, она все равно будет бежать - и это прекрасно.
В следующем году я мечтаю собрать рюкзак и уйти в поход на несколько дней. Туда, где туристов и кислорода все меньше и меньше, а дикая красота становится ближе с каждым шагом. А ведь мечты сбываются - нужно только постараться.